Интервью Татьяны Малушкиной об авторской кукле в Самаре

Редкое и изысканное искусство изготовления авторских кукол в Самаре
пока мало кому известно, хотя Татьяна Малушкина, основатель арт-мастерской по изготовлению авторских кукол, считает, что самарские художники ни в чем не уступают столичным.

- Как вы увлеклись созданием кукол и с чего начинали?
- Я однажды увидела выставку авторских кукол и навсегда была очарована ими. В Самаре раньше работала кукольная галерея, в которой выставлялись местные художники и московские мастера. До этого я писала маслом портреты. Но, увидев авторские работы в кукольной галерее, не пишу и не рисую, а только леплю. Авторские куклы – это настоящие произведения искусства, созданные художником в единственном экземпляре. Причем мастерство создания авторской куклы включает в себя элементы живописи, скульптуры, дизайна, работу постижера (изготовителя париков) и художника по костюмам.

- Ваша первая кукла – какой она была?
- «Восточная танцовщица». Конечно, во многом она была сделана не по правилам, я многих секретов мастерства тогда не знала. Но моей маме она нравится больше всех моих других работ. «Танцовщица» стоит у нее дома, и мама часто с ней общается.

-А кто был вашим учителем?
– Вначале я пробовала все делать сама, ведь я по образованию художник, и знаю, как лепить скульптуры. А потом мне посчастливилось стать ученицей у московской художницы Ирины Качаравы.

- Из чего вы делаете свои работы?
- Из специальных «кукольных» материалов – полимерных и самозатвердевающих пластиков производства Германии (Fimo) и Японии (Paperclay).  Это современные материалы, созданные специально для изготовления авторских кукол и миниатюр. Материал выглядит как фарфор, причем из него могут быть отлеплены мелкие детали – зубки, язычок, губы, ноготочки. Полимерный пластик полупрозрачен и тонкие пальчики  кукол смотрятся особенно нежно и живо. Кажется, что они мягкие.

 

- Технику изготовления кукол вы осваивали вместе с учителем? Она у вас какая-то особенная?
– Наверное, ее можно назвать классической, потому что я училась у конкретного учителя, осваивая классическую технологию изготовления авторских кукол из полимерных пластиков. Но поскольку училась я давно и за это время успела «изобрести велосипед» много раз, то есть придумать какой-то собственный способ, приобрести собственные навыки, поэтому получился своеобразный сплав – обучение плюс то, что пришло ко мне уже с опытом. Мои работы условно можно разделить на два направления. Первое – куклы из самозатвердевающего пластика, белого, похожего на гипс. В них сказывается мое «классическое» образование художника, и поэтому куклы становятся похожими на греческие статуи – их пропорции схожи с теми образцами греческих слепков, с которых я лепила и рисовала в институте. Это работы более декоративные. Второе направление – куклы из запекаемого пластика, они более человечные и менее декоративные, ведь они сделаны из полупрозрачного, похожего на человеческую кожу материала. То есть, поймите меня правильно, это не конкретный слепок с греческого образца или конкретного человека. «Греческие» белые куклы просто напоминают пропорциями классические образцы, а розовые куклы – живых людей. Когда я работаю, то изучаю фотографии разных людей, но кукла получается не напоминающей конкретного человека, а, скорее, неким синтезом – человек – эмоция, человек – художественный образ. И когда рождается лицо куклы, я уже начинаю видеть образ целиком.

 

- Вы все делаете дома?
- Сама технология изготовления кукол такова, что она предполагает домашнюю работу. Нет таких сложных технологических процессов, которые требуют производственных площадей. Кукла из запекаемого пластика обжигается в обычной духовке при температуре 110 градусов, все расписывается вручную масляными или акриловыми красками, платье и аксессуары тоже делаются вручную дома. То есть никаких отливок или заготовок делать не надо, все лепится, как из пластилина. Выпекают отдельные части фигур, потом все это собирается, расписывается, одевается.

- А какова ваша любимая кукла?
– Самая любимая кукла – это самая новая обычно. Над которой я сейчас тружусь. Сегодня у меня уже более тридцати работ.

- Куклы – это ведь не только ваше хобби, это и бизнес?
- Конечно, куклы продаются – так что я владелец небольшой арт-мастерской. К тому же я преподаю, могу похвастаться и собственной школой примерно в сорок учеников. И я ими очень горжусь, особенно теми, кто постоянно работает с куклами и делает очень интересные работы. Ведь изготовление авторской куклы – достаточно простой и вместе с тем сложный процесс. И я стараюсь подробно раскрывать все секреты моей работы, подробности процесса, все, что я делаю. Хотя вначале, когда ученики только начинают творить, они стараются во многом копировать учителя. Это естественно. Но затем каждый приходит к собственному стилю. У моих учеников рождаются собственные самобытные работы, совершенно не похожие на мои. Когда я сегодня вижу работы своих учеников, я восхищаюсь ими, что вот это и именно так я бы никогда не сделала. Кстати, в основном у моих учеников нет художественного образования. Я считаю, что это не беда, ведь главное – желание и мечта. У многих кукольников с мировым именем нет художественного образования. А то все думают, что если ты не художник, то и пытаться нечего. И лишают себя исполнения мечты.

- Ваше мастерство в Самаре развито или мы где-то отстаем от столицы?
– Наверное, отстаем. Для того, чтобы наше искусство было востребовано, нужен клуб, или галерея, которая бы занималась пропагандой нашего искусства. Ведь самарские кукольные мастера в основном тихо сидят по собственным мастерским, а им нужно общение на общих выставках, встречах. А в Самаре этого нет. То есть хороших мастеров у нас много, но они не организованы и о них мало кто знает. У нас в Самаре клубы – это скорее сообщества, которые появляются вокруг отдельных мастеров. То есть я, например, занимаюсь с учениками, общаюсь с ними, провожу курсы, вот они и приходят ко мне, мы регулярно общаемся. Но какого-то объединяющего центра нет, такого, как в Москве, где регулярно организуются выставки, поэтому зачастую можно слышать: «В Самаре кукольников нет!»

- А какие работы пользуются наибольшим спросом?
– Наибольшим спросом? Вы знаете, все мои куклы пользуются спросом, потому что все мои заказчики считают, что мои работы очень добрые. Но чаще всего просят сделать ангелов, которые раскупаются очень охотно. Куклу-ангела дарят на день рождения, на юбилеи, они часто становятся авторским художественным даром человеку. Пользуются популярностью в Самаре и куклы портретные, сделанные с какого-то конкретного человека.

- Каковы ваши планы на будущее?
– Мне хочется, чтобы в Самаре появилось кукольное сообщество. Поэтому я активно со всеми общаюсь, стараюсь организовывать какие-то мероприятия на кукольную тему, вообще знакомить самарскую общественность с нашими работами. Что же касается творческих планов, то их у меня очень много. У меня была персональная выставка, да и сейчас я стараюсь участвовать во всех выставках, которых только могу. Практически все мои работы уже нашли своего заказчика, и осталось только несколько работ в частной коллекции моей мамы, вот эту частную коллекцию я и выставляю. Скоро будет выставка рукоделия в Самаре, там будут выставлены мои куклы и куклы моих учеников. К тому же у меня сейчас готовы несколько кукольных голов, несколько образов, которые требуют своего воплощения. Сейчас мои куклы становятся другими, чем те, которые рождались у меня вначале: более сложными, более художественными.

- А как ваш супруг относится к вашей работе?
- Когда мы познакомились, я уже делала кукол, так что я ему «досталась» с этим странным хобби-работой, он относится к моему творчеству очень хорошо. Говорит, что моя работа дает нашей семье такой ресурс, так много положительных эмоций, поэтому он меня во всем поддерживает, готов даже сидеть с двумя нашими маленькими детьми, чтобы я позанималась творчеством.

- Художественные куклы – только для взрослых?
- Да. Они становятся деталью интерьера, они не для детских игр. Интересно, что в последнее время стали все больше изготовляться подвижные куклы, шарнирные. Я тоже потихоньку в этом направлении стала двигаться, вот сейчас делаю первую куклу с шарнирными элементами, а дальше посмотрим, что получится и во что это выльется. То есть статуарные (статуэткой) куклы станут более живыми: можно будет время от времени их двигать, менять позы: развернуть голову, руку, дать в руку что-то другое. К сожалению, материал, из которого делают авторских кукол, очень хрупок, поэтому куклы не предназначены для игры или переодевания. Это, скорее, предмет высокого искусства: со своим именем, историей, настроением и характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души его создателя.

 

Материал Юлии Жуковой для портала города Самара  SamRU
вверх